ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК. КАК БЫТЬ?
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки». Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.
Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.
Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. В данном случае родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева (Приложение № 1).
Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.
Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его обнимать и т.д.
Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.
Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, почаще выходить на природу.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо иметь дома собственных животных.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
Рецепт |
Содержание |
Пути выполнения |
№ 1 |
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. |
- Слушайте своего ребенка. - Проводите вместе с ним как можно больше времени. - Делитесь с ним своим опытом. - Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. - Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности. |
№ 2 |
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. |
- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). - Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. |
№ 3 |
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. |
- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: - «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или: - «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». |
№ 4 |
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. |
- Примите теплую ванну, душ. - Выпейте чаю. - Позвоните друзьям. - Сделайте «успокаивающую» маску для лица. - Просто расслабьтесь, лежа на диване. - Послушайте любимую музыку. |
№ 5 |
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. |
- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. - Не позволяйте выводить себя из равновесия. - Умейте предчувствовать поступле-ние собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией. |
№ 6 |
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. |
- Изучайте силы и возможности вашего ребенка. - Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя. - Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д. |
Отметка или знания?
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь советами психолога.
Совет № 1. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие отметки.
Совет № 2. Если у ребенка не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте его и объясните, что вы будете любить его независимо от отметок, которые он получает.
Совет № 3. Зачастую родители переживают из-за плохих отметок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что отметка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи. Напротив, поддержите ребенка и постарайтесь вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится.
Совет № 4. Если ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу. Даже если это не завершится высокой отметкой, он будет знать, что вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других ребят. Сосредоточьтесь на том, как он вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.
Совет № 5. Не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и «убиваться» из-за низких. Не забывайте, что ребенок в первую очередь идет в школу за знаниями.
Совет № 6. Будьте примером. Если мама — перфекционист, то и ребенок может вырасти с «синдромом отличника». Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.